В годы Второй Мировой войны танковые части немецкой армии располагали таким видом бронетехники как штурмовые орудия. Наиболее распространенными были Sturmgeschuetz III, которые выпускали на базе шасси среднего танка PzKpfw III. В меньших количествах встречались штурмовые орудия Sturmgeschuetz IV, созданные на базе шасси танка PzKpfw IV. Следует заметить, что хотя танки PzKpfw III и IV были достаточно похожи друг на друга, торсионная подвеска танка PzKpfw III выгодно отличала его от танка PzKpfw IV, имевшего громоздкую подвеску в виде подрессоренных тележек. В годы войны появилось несколько модификаций штурмового орудия StuG III/40. Прежде всего утолщалось бронирование и усиливалось вооружение, так как короткоствольная пушка KwK 37 не могла эффективно поражать бронетехнику противника. Поэтому на штурмовые орудия начали устанавливать длинноствольные пушки. В феврале 1943 года фирма Krupp получила заказ на создание на базе танка PzKpfw IV Ausf. G, штурмового орудия. Предполагалось использовать несколько переделанную рубку штурмового орудия StuG 40 Ausf. F, выпускавшихся на заводах Daimler-Benz. Первоначально проект предполагал создать новую рубку с постом управления в передней части. Предполагалось использовать бронеплиты, расположенные под углом. Кроме того, планировалось сохранить стандартное бронирование двигательного отделения. Толщина брони достигала 80 мм. Штурмовое орудие вооружалось 75-мм пушкой 7,5 cm StuK 40 L/48. Пушка имела горизонтальный сектор обстрела 20° влево и столько же вправо, угол возвышения -6°…+20°. Длина машины 6350 мм, высота (полная, с вентилятором) 2180 мм, ширина 3260 мм, дорожный просвет 400 мм, боевая масса 22260 кг (с использованием шасси 8/BW) или 23950 кг (шасси 9/BW). В серию машина сразу не пошла, так как её выпуск планировалось начать только после прекращения выпуска танков PzKpfw IV. Однако танки PzKpfw IV выпускались вплоть до конца войны. В ходе штабного совещания с участием фюрера, состоявшегося 19-22 августа 1943 года, были представлены рапорты, указывающие на огромную роль штурмовой артиллерии в выполнении задач, обычно возлагающихся на танки. Было решено заменить некоторые типы танков самоходными истребителями танков и штурмовыми орудиями. Работы над обоими типами самоходных установок велись совершенно независимо. В конце ноября выпуск штурмовых орудий на заводе фирмы Алкетт резко упал вследствие разрушений, нанесенных бомбардировщиками союзников. Это была ощутимая потеря, так как фирма Alkett была ведущим производителем штурмовых орудий. Требовалось наладить альтернативное производство. На совещании у фюрера 6–7 декабря 1943 г. было решено в качестве компенсации снижения выпуска штурмовых орудий на шасси танка PzKpfw III наладить производство штурмовых орудий на шасси танка PzKpfw IV с использованием уже отработанных конструкционных решений. Дополнительным преимуществом в эксплуатации новой техники являлось упрощение снабжения танков PzKpfw IV и штурмовых орудий на базе танков этого типа. 11 декабря 1943 г. представитель фирмы Крупп герр Вольферт составил следующую памятную записку: Предмет описания: B.W.-Sturmgeschutz На заводе фирмы Алкетт в Борзигвальде выпуск штурмовых орудий приостановлен на длительный срок. Согласно решению министерства вооружений (Шпеер) к 15 декабря 1943 г. будет доставлена рубка штурмового орудия, изготовленная заводом фирмы Даймлер-Бенц в Мариенфельде. Конструкторы из департамента Ланца смогут приступить к концептуальному проектированию 13 декабря 1943 г. Фирма Крупп Грунсверк отвечает за поставку в декабре-месяце 50 штурмовых орудий, однако данный план невыполним, поскольку производство не удастся развернуть ранее середины декабря. Первые прототипы будут представлять собой комбинацию шасси танков PzKpfw IV и доработанной рубки штурмового орудия Ausf. G. В ходе совещания 6–7 декабря 1943 года Гитлер опять много внимания уделил вопросу скорейшего восполнения потерь, понесенных в танковых частях и частях штурмовой артиллерии. В качестве выхода Гитлер заострил внимание на выпуске штурмового орудия на базе танка PzKpfw IV. Хотя этот танк по-прежнему оставался основным средним танком панцерваффе, и начало выпуска штурмовых орудий на его базе означало падение выпуска самого танка, однако положение в частях штурмовой артиллерии было просто критическим. Поэтому работы над новым штурмовым орудием пришлось ускорить. Гитлер пожелал лично осмотреть прототип готовящегося штурмового орудия. Демонстрацию назначили на 16 декабря 1943 года. Все прошло гладко и обе машины: истребитель танков Jagdpanzer IV и штурмовое орудие Sturmgeschuetz IV, получили одобрение фюрера. С целью ликвидировать дефицит в штурмовых орудиях в максимально сжатые сроки, на организацию производства машин подобного назначения были сосредоточены огромные усилия. 17 декабря 1943 года было решено, что до нового года следует выпустить не менее 350 штурмовых орудий, а в январе 1944 года довести месячный выпуск до 500 штук. Это были не пустые фантазии фюрера, поскольку Krupp брал на себя обязательство в кратчайшие сроки представить 600 бронекорпусов для новых машин. Однако выяснилось, что все эти корпуса прежде планировали использовать по назначению, то есть для изготовления танков PzKpfw IV. Новый проект штурмового орудия 7.5 cm StuK 40 L/48 auf Fgst PzKpfw IV SdKfz 167 — Sturmgeschuetz IV предусматривал использование рубки от StuG 40. Правда танки PzKpfw III и IV имели корпус разной длины, поэтому при переносе рубки с PzKpfw III на IV пришлось выдвинуть пост управления вперед, в то время как основная рубка оказалась смещенной назад. Имелась возможность сдвинуть место механика-водителя, но это повлекло бы за собой радикальные переделки в ходовой части и трансмиссии, на которые не оставалось времени. Место механика-водителя оборудовалось двумя перископами. В июне 1944 года начался выпуск танка PzKpfw IV SdKfz 161/2 Ausf. J с тремя поддерживающими катками на борт вместо прежних четырех. Штурмовые орудия на базе шасси этого типа начали делать лишь в декабре 1944 года. Всего было выпущено около 1100 штурмовых орудий StuG IV. Выпуск штурмовых орудий StuG IV продолжался до мая 1945 года. Принятый 3 ноября 1944 года производственный план предусматривал выпустить в ноябре 100 машин, а в период с декабря 1944 по март 1945 года довести месячный выпуск до 130 машин, в апреле планировалось построить 100 машин, а в мае 1945 — 50 машин. Одновременно планировалось прекратить выпуск шасси Fgst IV. С апреля 1945 года фирма Krupp-Gruson должна была перейти на выпуск танков PzKpfw V «Panther». Первые 30 машин, выпущенных Nibelungenwerke, были созданы на базовом шасси танка PzKpfw IV. Некоторые машины получили маску пушки старого образца от StuG 40 Ausf. F8, хотя уже имелась маска типа «Saukopf». Модификации StuG IV В ходе серийного выпуска конструкция штурмовых орудий постоянно менялась. В соответствии с рапортом генерал-инспектору артиллерии от 24 января 1944 г., испытания дополнительной защиты в виде бетона, нанесенного поверх основной брони, прошли неудовлетворительно. Бетон только увеличивал массу машины, однако на фронте зачастую в полевых условиях продолжали заливать броню бетоном с целью улучшения защищенности бронетехники. Начиная с февраля 1944 г. на шасси танков перестали устанавливать дополнительный мотор-электрогенератор DKW (он предназначался для запитки электродвигателя разворота башни танка PzKpfw IV). Вместо электрогенератора монтировался дополнительный топливный бак. На совещании 14 марта 1944 г. в Берлине рассматривался вопрос о необходимости установки противопожарной перегородки между новым топливным баком и двигателем, а также изучалась возможность размещения в моторном отделении штурмового орудия на шасси танка PzKpfw IV дополнительного боекомплекта из 12 снарядов. Боеукладку на 12 снарядов не удавалось расположить в моторном отделении, и фирма Крупп вышла с предложением уменьшить количество снарядов в дополнительной укладке до восьми. Восемь снарядов можно было разместить в корпусе без каких бы-то ни было переделок. Количество шасси, предназначенных для сборки штурмовых орудий, было увеличено до 1500. В соответствии с меморандумом, составленным в Магдебурге 20 марта 1944 г. в конструкцию штурмового орудия вносился ряд доработок: Предмет модернизации: 7.5 cm Sturmgeschutzs 40 IV Боекомплект: боеукладку в моторном отделение следует защитить от тепла двигателя металлическим экраном; Установка орудия: следует установить упрощенную конструкцию в соответствии с чертежом SKB-6124. Опытный образец установлен на штурмовое орудие и прошел стрельбовые испытания в Гитлерслебене. Результаты стрельб должны быть получены до внедрения доработки в производство; Регулируемое по высоте сиденье механика-водителя: изготовлено два экспериментальных сиденья, одно из которых передано в Куммерсдорф на испытания; Смотровой прибор механика-водителя: фирма Крупп предложила устройство для установки перископа улучшенной конструкции с увеличенными допусками на монтаж узлов перисопа; Оружие ближнего боя, внешняя пулеметная установка и фиксатор ствола пушки в походном положении. Все данные устройства смонтированы на опытной машине. Артиллерийскому конструкторскому бюро в Эссене отвели 500 дней на инженерную проработку модернизации штурмового орудия. Фирма Крупп-Грунсверк 21 марта 1944 г. представила следующий доклад верховному командованию вермахта: Предмет: 7.5 cm Sturmgeschutzs 40 IV - Орудийная установка упрощенной конструкции смонтирована на машине с номером шасси 100247 и номером корпуса 86497. Машина доставлена 20 марта 1944 г. в Кенигсберг для испытаний на полигоне Гитлерслебен. Доработка позволяет экономить 18% конструкционных материалов, 45% сварочных электродов и стоит на 35% дешевле существующего образца конструкции фирмы Даймлер-Бенц. Согласно документу фирмы Крупп от 27 марта 1944 г. аварийный люк в днище корпуса под рабочим местом радиста признан излишним. Радист не занимает на штурмовом орудии свое штатное место. Предложено заваривать люк при сборке штурмовых орудий. Технический бюллетень вооруженных сил № 256 от 1 мая 1944 г. определяет порядок установки траков «Ostketten» на машины Sturmgeschuetz IV аналогично монтажу таких траков на машинах Sturmgeschuetz III. Фирма Крупп-Грунсверк выпустила 27 мая 1944 г. документ, в котором предлагался новый способ крепления бортовых экранов «Schurzen». Результатом дискуссии на совещании в Магдебурге, проходившем 7 июня 1944 г., стали следующие рекомендации в отношении модернизации машин Sturmgeschutz IV: Установить дождевой щиток над смотровым прибором механика-водителя; Выверять правый перископ механика-водителя, так, чтобы мертвая зона перед штурмовым орудием не превышала 5–6 м; Усилить лобовую броню перед местом механика-водителя, доведя её до 80 мм путём установки наклонных бронелистов толщиной 20 мм под углом 15–20°; Облегчить операцию по демонтажу орудия за счёт крепления маски шестиугольными болтами, которые можно откручивать торцевым ключом; Боекомплект включает 87 снарядов (39 — в боеукладке, 48 — в индивидуальных контейнерах). Дальнейшее увеличение возимого боекомплекта невозможно; Фирма Крупп получила только 65 дымовых гранатомётов, отмечаются задержки с поставками водонепроницаемых уплотнений для гранатометов от фирмы Фрюденберг; Фиксатор ствола орудия, разработанный фирмой Даймлер-Бенц для установки на Sturmgeschutz III, не может быть использован на Sturmgeschutz IV, поскольку при склонении орудия в положение 0° ограничивается обзор механика-водителя вправо. Фирма Крупп работает над решением данной проблемы; Разработка регулируемого по высоте сиденья механика-водителя завершена. Сиденье может складываться, позволяя механику-водителю быстро покидать машины через люк в крыше башни в случае, если штурмовое орудие подбито. 8 июня 1944 г. начались испытания танка PzKpfw IV с шестью вместо восьми поддерживающими гусеницу роликами. Данное изменение в конструкцию вводилось для всех вновь строящихся танков этого типа и всех боевых машин на базе PzKpfw IV. Несмотря на то, что испытания танка с шестью роликами завершились в июне 1944 г. в производство данную доработку внедрили только в декабре 1944 г., и не на всех шасси. Согласно указанию от 6 июня 1944 г. все С-образные буксировочные крюки заменялись S-образными, по дополнению от 10 июня 1944 г. каждое штурмовое орудие комплектовалось вместо двух С-образных крюков одним S-образным. Решением от 12 июня 1944 г. определялся порядок монтажа гнезд «Pilze» под 2-тонный кран-балку, 30 июня вышло указание командования армии, предписывающее фирме Крупп немедленно начать оснащение штурмовых орудий гнездами «Pilze». Принятый на совещании 6 июля 1944 г. в Магдебурге меморандум определял внесение следующих изменений в конструкцию штурмового орудия Sturmgeschuetz IV: Накладную броню на лобовом листе корпуса крепить сваркой. В настоящее время бронелист устанавливается на шести болтах М-20. Из-за увеличения толщины накладной брони до 30 мм, суммарная толщина брони лобовой части корпуса достигла 80 мм, в полевых мастерских отсутствуют инструменты, позволяющие просверлить сквозное отверстие в броне толщиной 80 мм. Внедрение сварки позволит осуществлять монтаж накладной брони в полевых условиях; Фирма Крупп представила сиденье механика-водителя новой конструкции, которое может откидываться назад (чертеж SKA 6300b); Разработано устройство для фиксации ствола орудия в положении +6° В соответствии с чертежом SKC-6286 следует устанавливать дождевой щиток над смотровым прибором механика-водителя; На основе ограждения, устанавливающегося на крыше моторного отделения установки Sturmgeschuetz III, разработан вариант ограждения для машины Sturmgeschuetz IV. Ограждение устанавливается на высоте 300 мм над крышей моторного отделения; Под установку 2-тонного крана-балки навариваются гнезда «Pilze» внешним диаметром 50 мм и внутренним углублением размером 10×12. С помощью кран-балки, установленной в трёх гнездах, возможен демонтаж орудия. Испытания крана проводятся фирмой Крупп; Для постановки дымовой завесы использовать устройства, разработанные фирмой Даймлер-Бенц для машин Sturmgeschutz III/IV. В конце июля 1944 г. фирма Крупп-Грунсверк начала выпуск штурмовых орудий со всеми указанными в меморандуме изменениями в конструкции. Начиная с августа, изменилась конструкция командирской башенки (не на всех машинах). 8 августа 1944 г. завершена разработка пламегасителя для выхлопных патрубков. Доработка внедрена в производство в августе 1944 г. В сентябре 1944 г. фирмы-производители получили приказ прекратить нанесение на бронетехнику антимагнитного покрытия «циммерит». Начиная с ноября 1944 г. машины Sturmgeschuetz IV комплектуются закрепленными на лобовом листе корпуса фиксаторами походного положения ствола орудия. В походном положении ствол фиксируется при угле возвышения +6°. Монтаж фиксатора возможен в полевых условиях из деталей, поставляемых фирмой Крупп в соответствии с чертежом SKD-6437. В ноябре 1944 г. изменилась конструкция дождевого щитка над смотровым прибором механика-водителя, имевшаяся ранее конструкция не обеспечивала защиты оптических приборов от заливающей их воды или от снега. Рассматривалась возможность усиления зубьев шестерен оконечных устройств, которые часто ломались, однако внедрить в производство предложенные изменения в конструкции не удалось по причине нехватки материалов. При движении машины с открытом люком механика водителя створка люка часто самопроизвольно закрывалась, от данного недостатка удалось избавиться путем установки специального стопора, фиксирующего люк в открытом положении. Ещё одним недостатком являлся быстрый разряд аккумуляторных батарей в холодную погоду; начиная с ноября 1944 г. на батареи устанавливались деревянные чехлы, а для их обогрева отбирался горячий воздух от двигателя. В декабре 1944 г. штурмовые орудия стали комплектоваться буксировочным узлом, который монтировался в центре кормовой части корпуса. Доработки люков механика-водителя, установка нового буксировочного узла и обогрева аккумуляторных батарей проводилась силами полевых ремонтных мастерских. Корпус Сваренный из гетерогенных бронеплит. Использовался корпус танка PzKpfw IV Ausf. H (позднее PzKpfw IV Ausf. J). Рубка Штурмовое орудие Sturmgeschuetz IV оснащалось рубкой, сваренной из бронеплит толщиной 11–80 мм. Крыша рубки крепилась с помощью болтов и была съёмной, что облегчало капитальный ремонт или замену пушки. Рубка соединялась с корпусом с помощью болтов и уголков. В крыше рубки имелась командирская башенка. Толщина брони башенки 30–50 мм. Рядом с люком заряжающего на крыше стоял пулемет MG 42 калибра 7,92 мм. Двигатель Двигатель Maybach HL 120 TRN, карбюраторный, четырехтактный, 12-цилиндровый, рядный, V-образный (развал блоков 60°), верхнеклапанный, жидкостного охлаждения. Диаметр цилиндра 105 мм, ход поршня 115 мм. Рабочий объем 11867 см³. Поршни литые, допустимый зазор 0,12–0,16 мм. Степень сжатия 6,5:1. Максимальные обороты 3000 в минуту, допустимые обороты 2500–2600 об./ мин, максимальные обороты после ремонта 2200–2400 об./мин. Мощность 300 л.с. (221 кВт) при 3000 об./мин или 260 л.с./195 кВт при 2600 об/мин. Крутящий момент двигателя 80 мкг при 2150 об./мин. Двигатель жидкостного охлаждения имел два радиатора общим объемом 2,6 м³, Радиаторы располагались слева и справа от двигателя. Имелась система вентилей, позволявшая заливать двигатель теплой или горячей водой. Циркуляцию воздуха в двигательном отделении обеспечивали два вентилятора, расположенных в правой части корпуса. На надмоторной плите имелись два прямоугольных отверстия. Воздухозаборники также располагались по бортам. Удельная мощность 10,6 л.с./т. Топливо — этилированный бензин OZ 74. Бензин был разлит по трём бакам общей ёмкостью 430 л. В первом баке вмещалось 140 литров, во втором 120, а в третьем 170. Обычно в баки заливали 413 л топлива. Для залива топлива использовались два отверстия, расположенные в районе поддерживающего катка. Расход топлива 195 л на 100 км, запас хода по шоссе 210 км, 130 км по пересеченной местности. Два карбюратора типа Solex. Штурмовые орудия StuG IV оснащались двухкамерными карбюраторами Solex JFFII. Передача крутящего момента осуществлялась с помощью карданного вала. Главный фрикцион трёхдисковый, сухой типа Fichtel&Sachs 120/HD, Коробка передач механическая, планетарного типа Zahnradfabrik ZF Aphon SSG 77, 6 передач вперёд и одна назад. Передачи переключались с помощью рычага, расположенного справа от места механика-водителя. Управление осуществлялось с помощью рулевой системы, состоявшей из планетарных механизмов поворота, бортовых передач и ведущих колёс. Тормоза механические, типа Krupp. Электрооборудование Сеть одножильная, напряжение 12 В, питание от двух генераторов Bosch GTLN 600/12-1500 мощностью 600 Вт. Источником электропитания также могли служить свинцовый аккумулятор Bosch 12B typ 105 напряжением 12 В и ёмкости 105 А/ч. Два стартера Bosch BNG 4/24 мощностью 2,9 кВт (4 л.с.) и напряжением 24 В. Зажигание электрическое. Свечи зажигания Bosch W 225T1. Кроме электрического стартера двигатель можно было запустить с помощью ручки. Кроме того, для пуска двигателя можно было использовать двигатель кюбельвагена. Электрическое питание было у подсветки прицела и контрольных приборов. Ходовая часть Ходовая часть состояла из восьми обрезиненных опорных катков малого диаметра размером 470×75×660, собранных в четыре тележки. Верхний участок гусеницы поддерживали четыре (Ausf. Н и ранние Ausf. J) или три (Ausf. J) поддерживающих катка. Поддерживающие катки обычно были цельнометаллические, лишь у немногих ранних машин они имели резиновый бандаж. Каждый поддерживающий каток подвешивался на подшипнике к оси, которая, в свою очередь, крепилась к борту с помощью четырёх болтов М20. В конце войны появились цельнометаллические опорные катки. Направляющее колесо с механизмом натяжения располагалось на корме, а ведущее колесо с 20 зубьями находилось спереди. Гусеницы одношкворневые, одногребневые Kgs 61/400/120. Опорная длина гусеницы 3720 мм. Гусеницы из марганцевой стали. В зимних условиях на гусеницы можно было надевать антипробуксовочные зубья и специальные накладки, увеличивающие ширину гусеницы. Каждая гусеница состояла из 99 траков. Вооружение Основным вооружением был 75-мм пушка 7.5 cm StuK 40 L/48. Пушка могла вести огонь бронебойными снарядами PzGr 39 массой 6,8 кг и начальной скоростью 740-790 м/с, подкалиберными снарядами PzGr 40 массой 4,1 кг и начальной скоростью 920–1060 м/с, кумулятивными Gr 38HL/B массой 4,4 кг и начальной скоростью 870 м/с, фугасными SpGr 34 массой 5,72 кг и начальной скоростью 590 м/с, а также дымовыми NbGr массой 6,21 кг и начальной скоростью 580 м/с. Боекомплект 63 выстрела. Ствол нарезной с 32 нарезами глубиной 7,8 мм. Спуск электрический. Полуавтоматическая пушка StuK 40 L/48 была разработана фирмой Rheinmetall-Borsig. Дополнительное вооружение состояло из пулемета MG 34 (MG 42) калибра 7,92 мм (500 патронов), установленного на крыше рубки на так называемом лафете Rundumfeuer MG, позволяющим вести огонь из боевого отделения. Радио и оптическое оборудование Радиооборудование состояло из радиостанции FuG 15 и FuG 16. Приемник УКВ FuG 15 тип «h» работал в диапазоне 23000–24950 кГц. Радиус действия 4 км ключ, 2 км телефон. Приемопередатчик FuG 16 состоял из 10-ваттного передатчика тип «h» и приемника тип «h» и работал в диапазоне 23000–24950 кГц. Обе радиостанции имели штыревые антенны длиной 2 метра. Антенны крепились к задней стенке рубки. Машина также была оборудована системой внутренней связи. Прицелы Sfl ZF 1 а и Rblf 36. Прицелы были откалиброваны на дальность от 0 до 2000 метров для бронебойных снарядов и от 0 до 1500 для кумулятивных. Прицелы Sfl ZFla использовали для наведения на ближние цели, a Rblf 36 — для стрельбы по удаленным целям. Командир машины располагал артиллерийской стереотрубой SF 14z (Schrenfernrohr 14z). В башенке было установлено семь перископов. Место механика водителя оборудовалось двумя перископами. Дополнительное оборудование Дополнительное оборудование состояло из сапёрных инструментов (топор, молот, лом, лопата и ножницы для резки колючей проволоки). Их перевозили на крыльях машины. На правом крыле также имелась рукоятка стартёра, а на левом — орудийный банник. На левом борту рубки хранили два запасных опорных катка. Боевое применение Штурмовые орудия Sturmgeschuetz IV применялись как в частях штурмовой артиллерии, так и в других танковых частях, в том числе в танковых, гренадерских и народно-гренадерских дивизиях. Организация частей была той же, что и в частях StuG III/StuG 40. Очень трудно установить границу, разделяющую машины StuG III и IV. В одних документах тип машин не указан, в других — все машины называются StuG III, хотя наверняка известно, что среди них были и StuG IV. Много StuG IV попало в роты истребителей танков. Такие роты иногда входили в состав некоторых пехотных дивизий. Различение типов штурмовых орудий можно найти лишь в списках пополнений рот истребителей танков и дивизионов штурмовой артиллерии. Если в феврале 1944 года в эти части попало 50 машин StuG IV, то в марте число достигло 60, в апреле 80, а в мае 90 штук. В марте и мае поставки новой техники шли исключительно за счет StuG IV. Летом 1944 года на фронт ушло 214 штурмовых орудий StuG IV: в июне 70 штук, в июле 94 штуки, в августе 50 штук. До конца года поступило ещё 220 машин; 70 в сентябре, 80 в октябре, 30 в ноябре и 40 в декабре. Всего 744 машин. Так как всего было выпущено 1138 штурмовых орудий этого типа, можно предположить, что остальные машины попали в отдельные части штурмовой артиллерии и танковые части. В 1944/45 годах во многих танковых ротах и батальонах вместо отсутствующих танков использовались штурмовые орудия. Например, с ноября 1944 года целиком штурмовыми орудиями была оснащена 5-я рота 3-го танкового полка 2-й танковой дивизии. Летом 1944 года около 70 штурмовых орудий StuG IV поступило в части SS, в том числе в 17-ю гренадёрскую дивизию SS «Goetz von Berlichingen». В 1944 году на Западном фронте действовала 394-я бригада штурмовой артиллерии. Две батареи этой бригады были оснащены StuG IV. 6 августа бригада сожгла 26 американских танков, в том числе 6 записал на свой счёт командир 3-й батареи, капитан фон Йена. За это капитан был представлен к Рыцарскому кресту. Вскоре бригада потеряла все свои машины в котле под Фалезом. Весной 1944 года первые StuG IV получила 311-я бригада. Часть действовала в районе Тернополя, взаимодействуя с II танковым корпусом SS. Конец войны бригада встретила в окруженном Бреслау. К моменту капитуляции в бригаде оставалось одно штурмовое орудие StuG IV. Есть подтвержденные данные о том, что машины StuG IV входили в состав 226-й бригады. В марте 1945 года бригада сражалась в районе Сопота, 30 марта удерживала позиции в районе Гранд-Отеля. 236-я бригада штурмовой артиллерии действовала на участке фронта II армии Войска Польского в апреле 1945 года. В боях на Балатоне и под Комарно участвовала 3-я батарея 239-й бригады, также оснащенная StuG IV. 12 машин этого типа входило в состав 1269-й роты истребителей танков лейтенанта Гудера. В феврале 1945 года рота действовала на Западном Поморье, в районе Штаргарда и Бялогарда. В апреле 1945 года рота оборонялась в Щецине. В боях под Пилой и Познанью участвовали машины II образцовой бригады штурмовой артиллерии. В Курляндии действовали StuG IV из 912-й бригады. В 1-й батарее капитана Шуберта и во 2-й батарее капитана Эггхардта было в общей сложности около 30 штурмовых орудий StuG IV, многие из которых в мае 1945 года попали в руки советских войск. В Италии действовали штурмовые орудия 914-й бригаде. Они участвовали в боях на линии Готов и в Анконе. 1253-я рота легких истребителей танков использовала машины StuG IV в качестве буксиров пушек и грузовиков. Кроме того, личный состав роты не был достаточно подготовлен. К сожалению, в полевых условиях уже не было времени наверстывать упущенное. Наладить взаимодействие с пехотой не удалось. Командир 1253-й роты отрицательно отзывался о машинах StuG IV, поскольку они не имели пулеметов. До августа 1999 года считалось, что не сохранилось ни одного штурмового орудия StuG IV. Однако вскоре удалось найти на территории Польши увязший в болоте StuG IV. Это оказалась машина из 276-й бригады. 7 февраля 1945 года орудие увязло в грязи в районе деревни Комерово. Эвакуировать машину под огнем не удалось, поэтому её уничтожили двумя выстрелами «тигра» из 507-го батальона и добили панцерфаустом. Тактико-технические характеристики Sturmgeschütz IV für 7.5 cm Sturmkanone 40 (L/48): Классификация: штурмовое орудие Боевая масса, т: 25 Компоновочная схема: моторное отделение в кормовой части, трансмиссионное в лобовое, боевое в рубке в средней Экипаж, чел.: 5 История Годы производства: 1943—1945 Годы эксплуатации: 1943—1945 Количество выпущенных, шт.: от 1141 до 1163 Размеры Длина корпуса, мм: 5930 Длина с пушкой вперёд, мм: 6700 Ширина корпуса, мм: 2950 Высота, мм: 2200 Клиренс, мм: 400 Бронирование Тип брони: стальная катаная и литая, поверхностно закалённая Лоб корпуса (верх), мм/град.: 20 / 70° Лоб корпуса (середина), мм/град.: 80 / 12° Лоб корпуса (низ), мм/град.: 30+30 / 60° Борт корпуса, мм/град.: 30 / 0° Корма корпуса (верх), мм/град.: 20/ 10° Корма корпуса (низ), мм/град.: 14,5 / 74° Днище, мм: 10 Крыша корпуса, мм: 10 / 88° Лоб рубки, мм/град.: 50 / 15° — 80 / 0° — 30 / 70° Маска орудия, мм/град.: 50 / 5° Борт рубки, мм/град.: 30 / 10—30° Корма рубки, мм/град.: 30 / 0° Крыша рубки, мм/град.: 10 / 75—90° Вооружение Калибр и марка пушки: 75-мм StuK 40 Тип пушки: нарезная Длина ствола, калибров: 48 Боекомплект пушки: 87 Углы ВН, град.: −6…+20 Углы ГН, град.: ±10 Пулемёты: 1—2 × 7,92-мм MG-34 Подвижность Тип двигателя: V-образный, 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с.: 300 Скорость по шоссе, км/ч: 38 Скорость по пересечённой местности, км/ч: 15 Запас хода по шоссе, км: 200 Запас хода по пересечённой местности, км: 130 Удельная мощность, л. с./т: 10,2 Тип подвески: сблокированная попарно, на листовых рессорах Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,92 Преодолеваемый подъём, град.: 30 Преодолеваемая стенка, м: 0,6 Преодолеваемый ров, м: 2,35 Преодолеваемый брод, м: 1,2
|