В 30-e годы многие страны Европы начали обзаводиться бронетанковой техникой собственного производства. И если танки могли производить лишь государства с хорошо развитой тяжёлой индустрией, то броневики были «по зубам» и более слабым в промышленном отношении державам. Причём многие конструкции, созданные в этих странах, были весьма совершенны и оригинальны, хотя и производились в очень ограниченных количествах. Одной из таких стран была Австрия, приступившая к строительству собственных броневых машин в середине 30-х годов. Эти работы велись фирмой «Аустро-Даймлер» (Austro-Daimler), входившей в концерн «Штейр-Даймлер-Пух» (Steyr-Daimler-Puch AG). Первой её машиной был трехосный (6х4) бронеавтомобиль ADKZ, выпущенный в 1937 году. Он имел вращающуюся башню с двумя 7,92-мм пулемётами «Шварцлозе». В следующем году «Аустро-Даймлер» изготовила пять лёгких двухосных (4х4) броневиков ADSK с двигателями воздушного охлаждения. Эти машины имели безбашенные корпуса из неброневой стали при полном отсутствии вооружения. После проведённых испытаний и ADKZ и ADSK были отвергнуты военными, и единственным серийным бронеавтомобилем австрийской армии остался ADGZ. Эта машина, спроектированная ещё в 1931 году, производилась с перерывами в 1935-1937 годах и являлась первым в мире четырёхосным полноприводным броневым автомобилем. ADGZ имел весьма оригинальную конструкцию. Прежде всего, рама машины была в форме параллелограмма, что облегчало работу передних и задних управляемых колес. Корпус сваривался из листов брони толщиной 6-14,5 мм, установленных под углами в 5-75 градусов. В его кормовой части располагался шестицилиндровый карбюраторный двигатель Austro-Daimler M 612 мощностью 150 л.с. при 1800 об/мин и рабочим объёмом 11,9 л. Здесь же находилась гидравлическая коробка перемены передач фирмы «Фойт», которая обеспечивала броневику движение вперед и назад с одинаковой скоростью. В передней части бронеавтомобиля размещался радиатор водяного охлаждения, закрытый снаружи броневыми жалюзи. В боевой обстановке доступ воздуха к радиатору осуществлялся через специальный карман в днище машины. Привод от двигателя — через карданные валы на все четыре оси; причём у второй и третьей имелись двухскатные колеса, а у первой и четвертой оси — односкатные, управляемые. Таким образом, ADGZ имел колёсную формулу 8х8. На броневике ADGZ было два поста управления — передний и задний. Основное вооружение — 20-мм пушка Solothurn и 7,92-мм пулемёт Schwarzloze — размещалось во вращающейся башне. Кроме того, имелось ещё два Schwarzloze в переднем и заднем листах корпуса. Боекомплект составляли 250 снарядов к пушке и 5000 патронов к пулемётам. Для наблюдения за полем боя служили смотровые щели с пуленепробиваемыми стёклами, а для посадки и высадки экипажа из семи человек (командир машины, заряжающий пушки, наводчик, два водителя, два пулемётчика) — четыре двери в бортах и люк в башне. При боевой массе в 12 тонн ADGZ развивал неплохую скорость — 70 км/ч по шоссе; запас хода — 450 км. В целом ADGZ был достаточно удачной машиной, обладавшей за счёт двух управляемых осей и двух водителей хорошей маневренностью и поворотливостью. Привод на все оси обеспечивал машине хорошую проходимость. К недостаткам броневика можно отнести большую длину и массу. К 1938 году — моменту захвата Германией Австрии — армия последней располагала двенадцатью броневиками ADGZ; ещё два имелись в жандармерии. В германском вермахте эта машина получила обозначение «М35 mittlerer Panzerwagen». Первоначально планировалось продать их Румынии или Болгарии, но из-за малого количества и неукомплектованности броневиков оборудованием от этой идеи отказались. После доработки, которая свелась в основном к замене австрийских пулемётов немецкими MG-34 и сокращению экипажа до шести человек, ADGZ поступили на вооружение полицейских частей СС и в их составе в сентябре 1939 года приняли участие в боях в Данциге. В 1941 году концерн Steyr получил заказ от рейхсфюрера СС Гиммлера на изготовление 25 машин ADGZ для войск СС. Это было продиктовано отнюдь не «огромными потерями в технике, которые понесли фашистские части на Восточном фронте», как пишут некоторые советские авторы, а желанием командования СС чем-то отличаться от вермахта. (Видимо, это был эдакий широкий жест Гиммлера: «Мы, мол, в СС имеем даже броневики свои, не такие, как в вермахте».) Ведь к этому времени уже было ясно, что у ADGZ не только нет никаких преимуществ перед серийными германскими броневиками аналогичного класса Sd.Kfz.231 (8х8), но по многим параметрам он уступает им. 25 машин ADGZ были переданы в части СС в начале 1942 года. Их отличием от машин первой серии была установка полностью германского вооружения — 20-мм пушки KwK 35 L/45 и пулемётов MG-34. Машины ADGZ использовались на Восточном фронте для охраны тыловых коммуникаций и борьбы с партизанами. Известно, что один такой броневик был захвачен войсками 3-й танковой армии при освобождении г. Россошь (Воронежская область) 16 января 1943 года, а другой был подбит 1-й Украинской партизанской бригадой С. А. Ковпака во время боя с частями дивизии СС «Викинг» под Седлийце (Польша) в феврале 1944. Тактико-технические характеристики ADGZ: Классификация: тяжёлый бронеавтомобиль Боевая масса, т: 12 Экипаж, чел.: 6 История Годы производства: 1935—1937, 1942 Количество выпущенных, шт: 52 Размеры Длина корпуса, мм: 6260 Ширина корпуса, мм: 2160 Высота, мм: 2560 Клиренс, мм: 275 Бронирование Лоб корпуса, мм/град.: 11 Борт корпуса, мм/град.: 11 Корма корпуса, мм/град.: 11 Вооружение Тип пушки: 2 cm KwK 30 Длина ствола, калибров: 45 Боекомплект пушки: 100 Пулемёты: 2 или 3 × 7,92мм MG-34 Боекомплект пулемётов: 1500 Подвижность Тип двигателя: 6 цил., 12 л Модель двигателя: Austro-Daimler M612 Мощность двигателя, л.с.: 150 Колёсная формула: 8×8 Скорость по шоссе, км/ч: 70 Запас хода по шоссе, км: 450 Запас хода по пересеченной местности, км: 225
|