Немецкий лёгкий бронеавтомобиль Maschinengewehrkraftwagen Sd.Kfz.13 / Sd.Kfz.14
[c] Maschinengewehrkraftwagen Sd.Kfz.13 — германский лёгкий бронеавтомобиль 1930-х годов. Первый серийный бронеавтомобиль Германии после Первой мировой войны. Разработан на шасси коммерческого автомобиля в 1932 году для разведки и сопровождения кавалерии и производился серийно в 1933—1935 годах. Из-за примитивности конструкции Sd.Kfz.13 большой популярностью в войсках не пользовался, но тем не менее, несмотря на устарелость, оставался в боевых частях до 1941 года, после чего использовался в качестве учебного.
Sd.Kfz.13 и Sd.Kfz.14 выпускались на заводах фирмы «Даймлер-Бенц» с весны 1933 до августа 1935 года. Общий выпуск составил 116 Sd.Kfz.13 и 30 Sd.Kfz.14, из которых 102 Sd.Kfz.13 и 26 Sd.Kfz.14 были построены на шасси «Адлер», а 14 и 4, соответственно, были построены на шасси «Даймлер-Бенц». По другим данным, выпуск составил 147 Sd.Kfz.13 и 40 Sd.Kfz.14.
Sd.Kfz.13 производился на шасси двух легковых автомобилей, Daimler-Benz Personenwagen-Fahrgestell 10/50 PS и Adler Personenwagen-Fahrgestell 12/55 PS. Оба варианта незначительно различались размерами и двигательной установкой.
Открытый сверху корпус бронеавтомобиля изготавливался при помощи сварки из 8-мм вертикальных броневых листов и 5-мм днища. В середине корпуса размещалась турельная установка 7,92-мм пулемёта MG-13, прикрытая небольшим броневым щитком. Экипаж Sd.Kfz.13 состоял из двух человек, водителя и стрелка-командира.
Sd.Kfz.13 оснащался рядным 6-цилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения мощностью 60 л.с. производства фирм «Даймлер-Бенц» или «Адлер». Коробка передач четырёхступенчатая, ведущие колёса — передние.
Из-за примитивности конструкции и недостаточной защищённости, Sd.Kfz.13 не пользовался особой популярностью в войсках, получив презрительное прозвище «Корыто» (нем. «Badewanne»). К 1938 году они были в основном заменены более современными Sd.Kfz.221, но ещё успели поучаствовать во вторжении в Польшу, Францию и Нидерланды и даже в операции «Барбаросса». В дальнейшем, немногочисленные уцелевшие Sd.Kfz.13 были изъяты из боевых частей и использованы в качестве учебных.
Модификации: Funkkraftwagen Sd.Kfz.14 — Связной вариант. На месте пулемётной установки устанавливалась радиостанция Fu 9 SE 5 мощностью 5 Вт со складной рамочной антенной, обеспечивавшая голосовую связь на расстояние 6—8 км с места и 3—4 км на ходу и телеграфную на расстояние 30 км с места и 20 км на ходу. Экипаж — 3 человека. Произведено 40 экземпляров.
Тактико-технические характеристики Sd.Kfz.13: Классификация: лёгкий бронеавтомобиль Боевая масса, т: 2,1 Экипаж, чел.: 2 История Количество выпущенных, шт: 147 Размеры Длина корпуса, мм: 4191 Ширина корпуса, мм: 1702 Высота, мм: 1499 База, мм: 3350 Клиренс, мм: 181 Бронирование Лоб корпуса (верх), мм/град.: 8 Борт корпуса (верх), мм/град.: 8 Корма корпуса (верх), мм/град.: 8 Днище, мм: 5 Вооружение Углы ВН, град.: -35…+65° Пулемёт: 1 × 7,92-мм MG-13 Боекомплект пулемёта: 1000 Подвижность Тип двигателя: рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Модель двигателя: Adler 6S Мощность двигателя, л.с.: 60 Удельная мощность,л.с/т: 28,6 Колёсная формула: 4×2 Скорость по шоссе, км/ч: 70 Запас хода по шоссе, км: 320 Преодолеваемый подъём, град.: 15 Преодолеваемый брод, м: 0,5